Краткая историческая справка

В 1907 году на механическом факультете Донского политехнического института была открыта кафедра паровозов (заведующий профессор Карчевский Б.И.). Позже открыта специализация „Тепловые двигатели”, составной частью которой являлась специализация „Двигатели внутреннего сгорания” (ДВС).

В 1920 г.  создается лаборатория тепловых двигателей, в которой с начала основания и по 1950 г. вел преподавательскую и научную работу известный ученый, профессор К.Г. Озолзарс. Он читал курсы “Тепловые двигатели”, “Паровые машины и турбины”, “Двигатели внутреннего сгорания”, “Прикладная термодинамика”, участвовал в работе первого краевого энергетического съезда Северо-Кавказского края, состоял консультантом при Ростовской бригаде Центрального Автоэксплуатационного НИИ. В период с 1 октября 1942г. по февраль 1943 г. работал главным конструктором Новочеркасского механического завода им. Никольского. Под его руководством проведено около 40 экспертиз и исследований в области эксплуатации и конструирования тепловых двигателей, а также опубликовано 13 печатных работ и три рукописи.

В 1946 году из кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» была выделена кафедра «Автомобили». Она состояла из заведующего – Н.М. Савина, одного старшего преподавателя - Ляховец Л.В. и двух лаборантов – Казменкова В.А. и Маслова Е.В.

Первый послевоенный выпуск инженеров-механиков на механическом факультете состоялся в июне 1949 года. Среди выпускников – 10 инженеров по специальности «Автомобилестроение» и 7 инженеров по специальности «Тракторостроение».

В 1954 году подготовка инженеров по специальности «Автомобилестроение» была закрыта, но увеличен прием по специализации «Автомобильный транспорт» в связи с нехваткой специалистов в области эксплуатации автотранспорта.

В 1949 - 1950 годах выпущено 35 инженеров, а через двадцать лет, т.е. с 1970 по 1975 годы, кафедрой подготовлены 411 специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта. С 1975 года кафедра ежегодно выпускала более 200 инженеров-механиков по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». К 1982 году выпущено 3425 инженеров-механиков. Подготовка на кафедре велась по очной и с 1974 г. заочной форме обучения. В 50-е годы кафедра готовила инженеров для Венгрии, Польши и Румынии.

С течением времени менялось название кафедры: с 1954 по 1959 гг. – «Автомобильный транспорт»; с 1959 по 1969 гг. – «Эксплуатация автомобильного транспорта»; с 1969 по 1989 гг. – «Автомобильный транспорт»; с 1989 по 1994 гг. – «Автомобили и автомобильное хозяйство»; с 1994 и по 2016 гг. – «Автомобильный транспорт и организация дорожного движения», с 2016 года по настоящее время – «Автомобили и транспортно-технологические комплексы».

 Кафедрой заведовали:

  • профессор, к.т.н. БЕЛИЦКИЙ Михаил Семенович – 1957-1971 гг.;
  • доцент, к.т.н. ФИЛИМОНОВ Александр Александрович – 1977-1983 гг.;
  • доцент, к.т.н. САДИЛО Михаил Васильевич - 1983-1985 гг.;
  • профессор, д.т.н. ЖЕРДИЦКИЙ Николай Тимофеевич – 1985-1993 гг.;
  • доцент, к.т.н. САДИЛО Михаил Васильевич – 1993-2001 гг.;
  • профессор, д.т.н. ГАСАНОВ Бадрудин Гасанович – с 2001-2016 гг.;
  • доцент, к.т.н. СИРОТИН Павел Владимирович – с 2016 г. по настоящее время. 

Выпускники кафедры занимали и занимают ответственные государственные, административные и хозяйственные должности, стали известными учеными, организаторами производства, главами администраций городов и районов, руководителями и ведущими специалистами дорожно-транспортного комплекса РФ. 

В их числе: Фаустов Василий Алексеевич – Генеральный директор КамАЗ (1985 - 1992 гг.), Первый заместитель председателя Госснаба СССР; Артюхов Виталий Григорьевич – министр Правительства РФ, д.т.н., профессор; Бондаренко Виктор Анатольевич – ректор Оренбургского государственного университета, д.т.н., профессор, и другие. Среди ученых-выпускников кафедры нужно отметить: Жердицкого Николая Тимофеевича – д.т.н., профессора; Гончарова Валентина Николаевича – д.э.н., профессора; Болдина Эдуарда Петровича – д.т.н., профессора; Мирсалимова Вагифа Мирахмедовича – д. ф.-м. н., профессора; Тахтамышева Хизира Махмудовича – д.т.н., профессора; Русакова Владимира Захаровича – д.т.н., профессора; Наймушина Валерия Григорьевича – д.э.н., профессора; Передерия Владимира Григорьевича – д.т.н., Эркенова Ахмата Чокаевича, д.т.н. и других.

Кафедра «Автомобили и транспортно-технологические комплексы» (АиТТК) была выделена из кафедры «Автомобильный транспорт и организация дорожного движения» решением ученого совета  от 25 ноября 2015 г. В таком виде кафедра просуществовала до 2017 года, в котором произошло объединение кафедр АиТТК и «Подъемно-транспортные и строительно-дорожные машины».  Кафедра АиТТК продолжает подготовку специалистов в области автомобильного транспорта, первые выпуск которых в ЮРГПУ(НПИ) прошел в 1926 г, а также специалистов в области проектирования и эксплуатации строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин и оборудования.

История формирования кафедры