Механический факультет (МФ) является одним из старейших в ЮРГПУ(НПИ). Почти половину студентов первого набора Донского политехнического института в 1907 году составили механики. Обучение проводилось по пяти специальностям – паровозы, электромеханика, мукомольное дело, заводские машины, сельскохозяйственные машины.

 В 1910 году в институте была учреждена специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС), однако первое время выпуск инженеров этой специальности проводился нерегулярно. Лаборатория ДВС была организована только в 1920 году, после окончания строительства «Механического павильона» (ныне энергетический корпус ЮРГТУ (НПИ)). В период с 1923 по 1926 годы на механическом факультете открылись специальности: авиамоторостроение, металлические конструкции, холодная обработка металлов и холодильное дело.

 В 1926 году в состав ДПИ входили 5 факультетов: горный, химический, инженерно-мелиоративный, металлургический, механический. Последний имел следующие специальности – технология металлов, железнодорожное дело, электротехника, теплотехника, автомобилестроение и эксплуатация автомобильного транспорта, авиация (самолето-и моторостроение).

 В декабре 1935 года на кафедре «Прикладная механика и детали машин» при участии представителей крупнейших промышленных предприятий Ростовской области – Локомотивстроя (ныне ООО «НЭВЗ») и Ростсельмаша - прошла научно-техническая конференция, положившая начало современному научному направлению кафедры – изучению вопросов трения и износа деталей машин. Для разработки тематики научно-исследовательских работ в этой области профессора Н.Н. Дьякова избрали председателем постоянного бюро. Кроме того, кафедра «Детали машин и прикладная механика» оказывала техническую помощь при проектировании Ростсельмаша. Профессор Н.Н. Дьяков в 1925-1935 гг. был постоянным консультантом «Сельмаш-строя», Юго-восточного отделения «Гипросталь» и бюро механизации Водстроя Совторгфлота.

 В 1938 году ассистент Григорий Иванович Сыпченко, первым из сотрудников кафедры «Детали машин и прикладная механика», защитил в Ленинградском политехническом институте кандидатскую диссертацию. В 1939 году при кафедре «Детали машин и прикладная механика» открыли аспирантуру, а также предоставили право приема кандидатских диссертаций на защиту и присуждение ученой степени кандидата наук. Огромная роль в развитии учебной дисциплины «Детали машин» и организации соответствующих кафедр в ВУЗах Ростовской области принадлежит бессменному руководителю кафедры «Детали машин» с 1920 по 1951 гг., проф. Н.Н. Дьякову. Он организовал такие же кафедры и руководил ими в РИИЖТе (с 1929 по 1937 гг.) и РИСХМе (с 1930 по 1937 гг.), являлся членом методического Совета Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ).

 Среди первых преподавателей графических дисциплин ДПИ важное место принадлежит Фридриху Вильгельмовичу Ленгнику – революционеру, ближайшему соратнику В.И. Ленина. 1 августа 1908 года Ф.В. Ленгник был зачислен приват-доцентом в ДПИ и стал преподавать начертательную геометрию и техническое черчение, а также вести курсы прикладной механики и воздухоплавания. В 1910 году ему было присвоено ученое звание доцента.

 Еще одно яркое имя в истории факультета и университета в целом - создатель судов на воздушной подушке Владимир Израилевич Левков (1885-1954). В 1924 г. он окончил механический факультет ДПИ и был оставлен на преподавательской работе, на кафедре гидравлики. В.И. Левков с группой студентов в 1925 году поднял вопрос о создании на механическом факультете авиационной специальности, при содействии декана Н.Н. Дьякова приступил к созданию лаборатории. В 1927 году на собранные обществом друзей воздушного флота средства на кафедре гидравлики была построена аэродинамическая труба, просуществовавшая 45 лет. Лишь в 1975 году при расширении кафедры ТЭС её разобрали. Это была первая аэродинамическая лаборатория при ВУЗах, и весть о ней быстро распространилась по нашей стране. Узнал о ней и студент Томского технологического института Михаил Миль. В 1928 году он перешёл на 3-й курс механического факультета ДПИ. Будущий конструктор отечественных вертолетов, Михаил Миль начал свой научный поиск под руководством Владимира Израилевича Левкова в экспериментальном конструкторском бюро, созданном в 1929 году на базе авиационного отделения. Уже через два десятилетия Михаил Леонтьевич Миль –знаменитый советский ученый и конструктор вертолетов, доктор технических наук (1945 г.), Герой Социалистического труда (1966). Под руководством М.Л. Миля в 1951 году был сконструирован первый советский серийный 3 - местный вертолет МИ-1, а затем модели МИ-4, МИ-6, МИ-8, МИ-10, и В-12 и др., на которых было установлено 60 официальных мировых рекордов.

 Гордостью механического факультета в его современной истории является научная школа «Порошковые и композиционные материалы в машиностроении», которую долгие годы возглавлял крупнейший ученый, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Юрий Григорьевич Дорофеев. Эта школа создана на базе кафедры «Материаловедение и технология материалов» и научной группы из сотрудников кафедр механического факультета. Научная школа «Порошковые и композиционные материалы в машиностроении» формировалась в течение примерно 50-ти лет, начиная с распространения результатов экспериментов по переработке металлической стружки методами горячей обработки давлением в 1960 году на получение горячедеформированных порошковых материалов. Всесоюзное признание научная школа Ю.Г. Дорофеева получила в 1967 г., после защиты им докторской диссертации на тему «Исследования в области порошковой и стружковой металлургии».

 Кафедра ДВС - одна из старейших кафедр университета. На момент её организации была наиболее оборудованной современной техникой для учебного процесса и научных исследований. Работы кафедры по совершенствованию процессов распыления дизельного топлива, возглавляемые заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, доктором технических наук, профессором А.С. Лышевским, пользовались широкой известностью и признаны в нашей стране и за рубежом. Он был одним из самых цитируемых авторов в научной печати по этой проблеме. С уходом из жизни А.С. Лышевского кафедру ДВС возглавил его ученик Владимир Федорович Мыльнев. Практически все преподаватели работали на персональных компьютерах как пользователи, а 30% преподавателей могли разрабатывать программы в среде ТР, MATHCAD 2000 professional, AutoCad 2000. Все дипломные проекты выполнялись с применением ПЭВМ. Почти ежегодно лучшие дипломные проекты, выполненные на кафедре, занимали призовые места в вузе, а в 1996 и в 1998 годах удостоены дипломов Минобразования России.

 В настоящее время МФ включает в себя две кафедры, каждая из которых в своей образовательной и научной деятельности активно использует возможности современных научных лабораторий:

 Кафедра «Технология машиностроения,технологические машины и оборудование»

 Кафедра готовит специалистов для многих крупных предприятий Ростовской области и других регионов страны и применяет в образовательном процессе современные технологии с использованием программных продуктов: Компас 3d,  APM WinMachine,  ПАССАТ, Mathcad,  ANSYS, Mastercam

 Благодаря возможностям лаборатории «Технологическое оборудование химических и нефтехимических производств» кафедра является стабильным поставщиком кадров для АО «МХК «ЕвроХим». Обучение студентов ведется с использованием современного оборудования, которым оснащена лаборатория «Гибкого автоматизированного производства и систем автоматизированного проектирования в машиностроении». Будущие инженеры учатся работать на современных высокотехнологичных станках с ЧПУ, тренажерах с дополненной реальностью.

 Кафедра «Мехатроника и гидропневмоавтоматика»

 Благодаря кадровому и научному потенциалу кафедра представляет собой межвузовский учебный и исследовательский центр по мехатронике, автоматике и гидропневмоавтоматике, является организатором и участником международных научных мероприятий и проектов в области мехатроники и энергомашиностроения и нацелена на подготовку современных инновационно-ориентированных инженерно-технических кадров.

  Кафедра участвует в проекте по развитию системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса по тематике «Практико-ориентированная подготовка высококвалифицированных проектных групп для углубленного обучения в области авиационных гидропневматических и мехатронных систем» и взаимодействует с предприятием-партнером Публичное акционерное общество «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева».

 Базовые предприятия и стратегические партнеры механического факультета: ООО "ПК НЭВЗ", АО МХК "ЕвроХим", ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ООО ПК "Балтика", ОАО "ТАГМЕТ", ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева",ОАО "АКТИС", ОАО "Шахтинский завод "Гидропривод", ОАО "Корпорация "Тактические ракетные вооружения", ОАО "Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В.Воровского", ООО "Ростовский электрометаллургический завод",  ЗАО "ЮжТехМонтаж", ОАО "КФ Мишкино", ОАО "Агроком (Донской табак, Тавр, Аква-Дон, Атлантис-Пак)" и другие.

Сегодня на факультете обучаются более 750 студентов по 3 укрупненным группам, 7 направлениям подготовки бакалавров, 6 направлениям подготовки магистров. В учебном процессе принимают участие 9 профессоров, докторов наук и 40 доцента, кандидата технических наук.

Среди них – 1 лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, 2 заслуженных деятеля науки РФ, 11 почетных работников высшего профессионального образования РФ, 1 Почетный строитель РФ.